С юридической точки зрения земля является не только главным ресурсом для достижения должного уровня экономического благополучия, но и особым производственным объектом, эксплуатация которого может происходить только в рамках разрешённого законом использования. В соответствии с Федеральным Законом 172 все земли Российской Федерации делятся на 7 категорий. И каждый участок земли должен быть отнесен к одной из них. Но на деле бескрайние просторы Родины до сих пор не освоены настолько, чтобы каждый клочок земли имел свой правовой статус. Поселения разрастаются, изменяется структура, и «выплывают» участки, назначение которых так и не определено.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса выделены следующие категории земель по целевому использованию: Сельскохозяйственные. Населенных пунктов. Промышленности, обороны, транспорта, энергетики, телевидения, радиовещания, информатики, космической деятельности, и других специализированных назначений (земли особо охраняемых объектов, земли лесного, водного фонда. В частном порядке для проживания, ведения хозяйства, строительства и прочего индивидуального использования подходят земли поселений и сельскохозяйственные. Категории в свою очередь подразделяются по видам разрешенного использования (ВРИ), которые и определяют, что можно делать на этой территории.

Действующие нормы земельного законодательства делают замечание, что одновременно находиться в нескольких категориях один и тот же участок не может, однако, при возникновении соответствующих условий, возможно осуществление перевода той или иной территории из одной категории в другую.
Установление существующих видов разрешённых вариантов использования возможно в результате проведения комплекса мероприятий по зонированию существующих территорий в рамках одной категории в соответствии с присущими ей индивидуальными особенностями в силу расположения или качественных характеристик.

Присвоенный вид целевого назначения, может быть установлен только в соответствии с действующими нормами и положениями земельного законодательства. Основными регуляторами здесь выступают Земельный Кодекс Российской Федерации (статья 8), а также Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (статья 14). В соответствии с нормами, закрепленными в указанной статье Земельного Кодекса есть четыре уровня уполномоченных государственных органов, которые могут определять новые или подтверждать ранее установленные категории земель.

В соответствии со статьёй 8 Земельного Кодекса категория земель устанавливается:

• Для территорий, находящихся в федеральном владении — Правительством РФ;

• Для земель, принадлежащих на основании оформленного права собственности субъектам государства, а также для муниципальных земель, которые являются или будут являться землями сельхозназначения — уполномоченными органами соответствующих субъектов;

• Для земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности, кроме земельных территорий, отданных под сельское хозяйство или которые будут переведены в эту категорию — специально уполномоченными органами или отдельными должностными лицами муниципалитетов;

• Для земель, на которых оформлено право частной собственности, в зависимости от категории, будут использованы полномочия либо специальных органов исполнительной власти субъекта (если речь идёт о земле сельхозназначения), либо муниципалитета (для остальных категорий).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О переводе земель…» процедура присвоения категории и, соответственно, определения целевого назначения и вида использования будет осуществляться следующим образом. Лицо, заинтересованное в переводе земель в другую категорию или присвоении ему категории (если такая по каким-то причинам не была установлена), определении вида и назначения участка, подает заявление с указанием всех конкретных данных на участок в уполномоченные органы. Заявление предоставляется в форме ходатайства, в котором необходимо отразить не только сведения о конкретном участке (его адрес расположения, действующее в отношении него право собственности или пользования с указанием даты возникновения, кадастровый номер, установленная категория или ее отсутствие с объяснением причины отсутствия данных, обоснование причины перевода участка из одной категории в другую). Документы К ходатайству прикладываются документы, которые смогут подтвердить подлинность личности заявителя (если речь идет о людях, имеющих статус физического лица) либо подтвердить законность осуществления действий индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), выписка из ЕГРН на конкретный участок, в отношении которого должна быть осуществлена процедура. В том случае, если действующее законодательство предусматривает необходимость проведения специализированной экологической экспертизы в отношении того или иного участка, потребуется также и заключение экспертной комиссии по результатам выполненных работ.
В заключении следует отметить, что о наличии или отсутствии категории земельного участка вы можете посмотреть по его кадастровому номеру на публичной кадастровой карте Росреестра, а также обратившись с запросом установленной формы в орган регистрации прав.